На парусных судах используются несколько различных типов фалов. Они бывают разных размеров и цветов.
При выборе фала вам нужно принять несколько ключевых решений. К ним относятся волокна, из которых он сделан, длина и вес.
Волокна
Парусный фаловый канат — это тип линии, используемой для оснастки парусов. Он сращивается в стержень, шкот или переднюю шкаторину, а также может быть фалинем.
Чтобы функционировать как парусный канат, канат должен обладать свойствами, которые делают его пригодным для парусного спорта, включая низкую растяжимость, высокую прочность и устойчивость к истиранию. Эти свойства определяются путем тщательной разработки и испытаний.
Наиболее распространенные фалы для парусных лодок изготавливаются из полиэфирных (дакроновых), нейлоновых или HMPE волокон. Эти волокна доступны в широком диапазоне плетений и оплеточных конструкций, включая одинарные, двойные и многослойные оплеточные нити.
Дакрон — мягкий на ощупь и малорастяжимый материал, часто используемый в качестве классического шкотового или фалового каната на парусных судах. Этот канат обладает хорошей устойчивостью к ультрафиолетовому излучению и долгим сроком службы.
Длина
Парусный фаловый канат — это длинный отрезок каната, используемый для подъема стакселя или грота на мачту. Он также используется для крепления каната к палубному уту в качестве стыковочного узла.
Фал — неотъемлемая часть любого парусного судна. Без него стаксель будет бешено бить на ветру, а грот безжизненно шлепнется на палубу.
Длина фала парусной лодки обычно составляет около 600 футов. После того, как его отрезают от катушки и назначают для определенной работы на лодке (шкот, фал, якорный канат и т. д.), он становится линией.
Для фалов, шкотов стакселя и оттяжек важно использовать прочную смешанную плетеную леску, например Vectran или Spectra. Выбор правильной лески для этих высоконагруженных приложений имеет решающее значение для эффективной работы.
Масса
Парусный фаловый канат — один из самых важных канатов на борту судна. Он используется для различных целей, включая стоячий и бегучий такелаж.
Фалы парусной лодки должны растягиваться как можно меньше, что помогает контролировать парус и осадку. Со временем растягивающийся фал может привести к неравномерному износу ткани паруса, что может сократить срок его службы.
Многие владельцы лодок предпочитают использовать полиэстер с двойной оплеткой, который долговечен, относительно недорог и обеспечивает низкую растяжимость. Однако, если вы хотите потратить немного больше денег на фалы и являетесь яхтсменом, участвующим в клубных гонках, вы можете выбрать высокотехнологичный материал для такелажа, такой как Dyneema или Spectra.
Выбор материала для фала — это компромисс между такими факторами, как стоимость, растяжение, вес и простота в обращении. В долгосрочной перспективе правильный фал для вашей лодки будет лучшим выбором. Но в то же время, если ваши фалы старые и изношенные, стоит заменить их новыми.
Разрывная нагрузка
Фал — это канат, прикрепленный к парусу одним концом и к мачте другим. Он используется для подъема паруса на вершину мачты, а также для его опускания к основанию мачты.
Большинство парусников имеют по крайней мере один фал для каждого паруса с оснасткой. У паруса с гафельным вооружением их два: фал горла, чтобы поднять парус ближе к мачте, и фал пика, чтобы поднять внешний конец паруса.
Для круизных лодок фалы и шкоты стакселя обычно изготавливаются из полиэфирной 12-жильнй или смешанной оплетки Vectran(r) или Spectra(r). Такие типы линий экономичны, прочны, устойчивы к ультрафиолетовому излучению и истиранию.
Чтобы ваши фалы выдержали длительную эксплуатацию, выбирайте трос с разрывной нагрузкой, в несколько раз превышающей его безопасную рабочую нагрузку. Для живой нагрузки (например, человека) номинальная разрывная нагрузка троса должна быть в двенадцать раз больше его безопасной рабочей нагрузки, т. е. разрывная нагрузка должна составлять около тонны.